О доводах в защиту «легкой смерти» — эвтаназии — и о том, почему эту практику не может принять для себя христианин, рассуждает священник Андрей Мизюк.
Земной путь каждого человека так или иначе омрачен неизбежностью смерти. Ведь смерть никогда и никого еще не сделала счастливым, не подарила радости, не дала свободы… Впрочем, так ли это на самом деле? Ведь наперекор этому же утверждению звучат совершенно невозможные для нашего сознания слова апостола Павла: Ибо жизнь для меня — Христос, а смерть — приобретение (Фил. 1, 21). Да, именно так: с той самой секунды, когда слепота постигла глаза Савла по дороге в Дамаск, прозрело его сердце, — прозрело и более уже не имело покоя, пока не упокоилось во Христе. В конце концов, за Христа он претерпел и мученическую смерть.
Вот и осталось позади еще одно первое сентября. Первые и последние линейки, новый учебный год. Увы, или к счастью, но учеба наша не заканчивается с окончанием школ, вузов, аспирантур, с написанием кандидатских, защитами докторских. С каждым мгновением жизни мы узнаем о ней что-то новое, мы используем полученный опыт или отвергаем его, но сам процесс познавания все-таки нескончаем. Это дар самой жизни. Другое дело, хотим ли мы им воспользоваться созидательно. Будем ли соотносить себя с многообразием и сложностью жизни, открывая что-то новое и лучшее в себе и в ней? Наконец, будет ли процесс обучения прекрасен или превратится в тягостную пытку, за которой только серость и мучительный вопрос «когда же все это закончится?».
Церковь на Сенном — именно так в народе называют храм во имя преподобного Серафима Саровского, расположенный на перекрестке улиц Большая Горная и Университетская. Один из первых храмов в мире, освященный в часть Дивеевского святого, переживший лютые гонения на веру, возрожденный практически из небытия, сегодня рад каждому входящему в него. Подходишь к дверям, поднимаешь голову к надвратной фреске батюшки Серафима и словно слышишь: «Христос воскресе, радость моя!».
Что такое отчаяние? Знаем ли мы о том, что это за состояние? Почему человек приходит в отчаяние и почему это так опасно? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие». Ярчайший пример такого отчаяния — Иуда, который, осознав, что натворил, пошел и удавился. Господь пытался его спасти — рвалась веревка, сук, к которому он ее прикреплял, ломался, но Иуда предпочел покаянию отчаяние и все же довел свой страшный замысел до конца.